Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется следующими факторами.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является одной из форм правоохранительной деятельности государства, которая выполняется государственными органами и их оперативными аппаратами. Она имеет ряд функций, таких как оборона страны, защита прав и свобод граждан, охрана собственности и правопорядка, а также борьба с преступностью. Главной особенностью оперативно-розыскной деятельности является использование негласных методов и возможностей государственными органами и их сотрудниками для успешного выполнения поставленных задач.
Вопросы общей теории и методологии оперативно-розыскной деятельности имеют большое значение для качественного совершенствования практики борьбы с преступностью в современных условиях. Они также имеют важное значение в доказательственном обеспечении предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел. Следует отметить, что нормы федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержат предписания, направленные на борьбу не только с преступлениями, но и с административными правонарушениями.
Термин «оперативно-розыскная деятельность» (ОРД) обозначает быстрый, явный или скрытый поиск информации о лицах и фактах, которые представляют оперативный интерес, для решения задач ОРД. Эта деятельность характеризуется поисковой направленностью.
Для понимания специфики оперативно-розыскной деятельности необходимо рассмотреть ее понятие, содержание, сущность и провести сравнительный анализ с действующим уголовным, уголовно-процессуальным и другими юридическими дисциплинами.
Основной целью исследования является анализ сущности и содержания оперативно-розыскной деятельности. Такая цель достигается путем решения следующих задач:
- определить понятие оперативно-розыскной деятельности, ее роль и значение в обеспечении безопасности общества;
- привести классификацию оперативно-розыскных мероприятий;
- обозначить признаки оперативно-розыскной деятельности;
- охарактеризовать органы, уполномоченные на проведение ОРД;
- изучить компетенции и функции органов, занимающихся ОРД;
- рассмотреть особенности и механизмы прокурорского надзора за органами, осуществляющими ОРД, его предмет и задачи.
В работе использованы следующие методы: диалектический метод познания, системного анализа, сравнительно-правовой, частно-научный и общенаучный методы исследования действующего законодательства, логический метод и иные методы.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых как В.П. Кувалдин, Л.Л. Тузов, И.А. Климов, л.Р. Амичба, С.Л. Зорин, Ю.Е. Петухов, А.А. Павлова, Ю.В. Строева, В.Н. Омелин, Ю.В. Барышников, В.А. Цедрик, С.С. Калашников, В.М. Горбанев и других.
В качестве эмпирического материала используются официальные статистические данные, а также информация сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.
Нормативная база исследования включает Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» и иные законы.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя отдельные параграфы, соответствующие логике поставленных задач, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОРД)
1.1. Определение оперативно-розыскной деятельности, её роль и значение в обеспечении безопасности общества
Статья 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает определение оперативно-розыскной деятельности (ОРД) как вида деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями государственных органов в соответствии с полномочиями, предоставленными ФЗ об ОРД . Основная цель ОРД – обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также собственности, обеспечение безопасности общества и государства путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскная деятельность является разновидностью правоохранительной деятельности, выполняемой исключительно государственными органами. Ее регулируют законодательные акты и она ограничена определенным кругом специализированных субъектов, действующих от имени государства и подчиненных государственным органам. Целью ОРД является обеспечение реализации закона с использованием специфических средств и методов.
Важной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер, обусловленный тайными, замаскированными действиями преступников, их неочевидной активностью, манипуляциями и разрушением следов преступлений. ОРД направлена на получение информации, выявление скрытых преступлений, выяснение обстоятельств совершенных преступлений и розыск скрывшихся лиц.
Реализация ОРД включает в себя использование гласных и негласных методов, а также возможность применения специальных технических средств для негласного получения информации. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется при наличии сведений о признаках противоправных деяний или угрозе безопасности государства, а также для розыска скрывшихся лиц.
Режим работы органов, осуществляющих ОРД, подтверждает ее разведывательно-поисковый характер, а также возможность установления сотрудничества с лицами, готовыми оказывать помощь. ОРД включает в себя проведение оперативно-розыскных мероприятий, организационные меры, тактические действия, применение специальных технических средств и химических веществ, которые способствуют достижению конкретных задач.
Выполнение оперативно-розыскной деятельности осуществляют только специальные субъекты – оперативные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на это. Перечень таких органов определен ФЗ об ОРД и может изменяться только законодательным путем.
Оперативные подразделения являются структурными единицами органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, таможенных органов России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы исполнения наказаний, органа внешней разведки Министерства обороны России, которые имеют обязанность осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность направлена на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Цель оперативно-розыскной деятельности определяется как конечный результат, который достигается за счет активного поведения органов, осуществляющих эту деятельность. Защита относится к интересам отдельной личности или группы лиц, а обеспечение относится к интересам общества и государства, что делает оперативно-розыскную деятельность значимой и важной для всех членов общества и граждан государства. Это влияет на характер и содержание оперативно-розыскной деятельности.
Согласно законодательным определениям, оперативно-розыскная деятельность проводится в отношении действий, которые могут быть квалифицированы как преступления. Поэтому цель этой деятельности, объекты защиты могут быть прояснены путем анализа перечня объектов, которые охраняются уголовным законом. Основной ориентир – получение информации о действиях, содержащих признаки преступления. Однако, целями оперативно-розыскной деятельности не могут быть защита объектов, не указанных в уголовном кодексе, а также получение информации о признаках деяний, которые являются административными правонарушениями, дисциплинарными проступками или гражданско-правовыми нарушениями .
Если такие цели достигаются в ходе оперативно-розыскной деятельности, то они являются побочными и способствуют достижению целей правовой политики государства в целом.
Суть оперативно-розыскной деятельности заключается в установлении истины. С помощью этой деятельности с помощью правовых, а не процессуальных средств, без нарушения прав человека, путем скрытых и открытых мер устанавливаются реальные виновники преступлений, воссоздается картина преступления, а также устанавливаются возможные пути получения доказательств этого преступления.
С использованием оперативно-розыскной деятельности, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральными законами об оперативно-розыскной деятельности, с применением различных специальных технических средств, разнообразных трюков и психологической игры, подозреваемые и обвиняемые склоняются к деятельному раскаянию, совершению действий, которые приводят к их разоблачению. Поэтому все содержание оперативно-розыскной деятельности пронизано нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства и служит целям уголовно-правового и уголовно-процессуального воздействия.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (часть I) – Ст. 4921.
3 ФЗ РФ от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре РФ» // Российская газета. – 1992. – № 39.
4 ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. – 1995. – № 15. – Ст. 1269.
5 ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
6 ФЗ РФ от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // СЗ РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2594
7 ФЗ РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. – 2006. – № 11. – Ст. 1146.
8 ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
II. Специальная литература
9 Амичба Л.Р. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: учеб. пособие / Л.Р. Амичба, С.Л. Зорин, Ю.Е. Петухов. – Киров: ООО «Издательство Радуга-ПРЕСС», 2023 – 127 с.
10 Барышников Ю.В. К понятию результата оперативно-розыскной деятельности / Ю.В. Барышников, В.А. Цедрик, С.С. Калашников // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 6. – С. 131-133.
11 Горбанев В.М. Закономерности осуществления оперативно-розыскной деятельности / В.М. Горбанев // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – 2020. – № 2. – С. 117-121.
12 Иванов, С.И. К вопросу о соотношении понятий «оперативно-розыскная тактика» и «оперативно-розыскная операция» / С.И. Иванов // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2023. – № 1 (37). – С. 143-148.
13 Иванов, П.И. Оперативно-розыскная наука о частной теории организации оперативно-розыскной деятельности / П.И. Иванов // Труды Академии управления МВД России. – 2022. – № 1 (61). – С. 8-16.
14 Клевцов К.К. Оперативно-розыскная деятельность: дискуссионные вопросы / К.К. Клевцов // Вестник КРУ МВД России. – 2023. – № 1. – С. 66-73.
15 Королев, И.А. Оперативно-розыскная информация / И.А. Королев // Закон и право. – 2020. – № 9. – С. 132-134.
16 Мелихов, А.И. Соотношение понятий оперативно-розыскных обеспечения и сопровождения / А.И. Мелихов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2020. – № 4 (95). – С. 176-190.
17 Насыров, Р.Р. Познавательное назначение оперативно-розыскной информации / Р.Р. Насыров // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. – 2020. – № 4 (4). – С. 63-72.
18 Омелин В.Н. К вопросу о цели оперативно-розыскной деятельности / В.И. Омелин // Аграрное и земельное право. – 2023. – № 6. – С. 175-176.
19 Омелин В.Н. Проблема соответствия наименования статьи 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ее содержанию / В.Н. Омелин // Закон и право. – 2021. – № 11. – С. 241-243.
20 Омелин В.Н. Соотношение и связь методов оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий / В.Н. Омелин // Закон и право. – 2020. – № 3. – С. 143-144.
21 Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. В.П. Кувалдина, Л.Л. Тузова, И.А. Климова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 431 с.
22 Павлова А.А. Оперативно-розыскная деятельность как разновидность познавательной деятельности. Результаты оперативно-розыскной деятельности / А.А. Павлова, Ю.В. Строева // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 6. – С. 359-362.
23 Сергеева, Ю.В. К вопросу о совершенствовании правовой регламентации задач оперативно-розыскной деятельности / Ю.В. Сергеева // Труды Академии управления МВД России. – 2021. – № 3 (59). – С. 181-186.
24 Серов, А.В. Оперативно-розыскное право и оперативно-розыскное законодательство / А.В. Серов // Научный портал МВД России. – 2021. – № 2 (54). – С. 94-100.
25 Телков, А.В. К вопросу о понятии, сущности и основных направлениях реализации оперативно-розыскной политики Российской Федерации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2022. – № 2. – С. 158-165.
26 Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник; издание пятое, испр. и доп. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. – М.: Норма: ИНФРА-М., 2021. – 500 с.
27 Червонюк, В.И. Оперативно-розыскные мероприятия: инструментальная ценность, правовая определенность норм закона. Статья 2. Оперативно-розыскные мероприятия как эссенциальное свойство оперативно-розыскной деятельности / В.И. Червонюк // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 6. – С. 241-247.
28 Шаров В.И. Задачи и формы (направления) оперативно-розыскной деятельности / В.И. Шаров // Вестник БелЮИ МВД России. – 2022. – № 1. – С. 37-41.
29 Шутюк Д.В. Специфика и роль оперативно-розыскной деятельности / Д.В. Шутюк // Вестник науки. – 2023. – № 12. – С. 93-98.
30 Яппаров, Р.М. К вопросу о сущности оперативно-розыскной информации / Р.М. Яппаров, Р.Р. Насыров // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. – 2022. – № 4 (12). – С. 78-83.